Закят и благотворительность у татар до революции

zakyat-2
Условия выплаты закята
22.07.2013
Притча о зерне
Что такое закят?
27.07.2013
Показать все

Закят и благотворительность у татар до революции

ibragim_02_b

И по сей день о людях тех, мы помним по названиям мечетей: Бурнаевская, Апанаевская, Галеевская, Азимовская, Усмановская, Юнусовская. Эти мечети были возведены на средства богатых мусульманских купцов и промышленников.

По началу, после падения Казанского ханства, мусульмане прибывали в некой изоляции и отчуждённости от того правления, которое не воспринимало их как равноправных граждан. В то время благотоврительность носила стихийный характер. Ущемления мусульман практически во всех сферах не давало возможности направления больших потоков капитала на нужды религиозно-культовых сооружений, поэтому они влачили жалкое существование. Но и в те трудные времена мусульмане, основываясь на исламском вероучении и законоположении, занимались благотворительностью.

Шариатом, основанным на Коране и сунне Пророка, закреплено положение благотворительности. А такое действие как выплата закята вообще является столпом ислама. Закят – это не вид налога, который является чем-то обременительным и не любимым верующими, напротив, выплата закята несет в себе такое же положение, как и выполнение всех остальных столпов ислама, за которое мусульманин будет вознагражден. Выплата закята это своеобразный индикатор финансового положения верующего, и это же является большой ответственностью. Поскольку тот, кто достигает определенного финансового уровня сам должен учитывать свои доходы и соответственно исполнить обязательный и в то же самое время вознаграждаемый вид поклонения.

Незыблемость положений, связанных с закятом и другими видами благотворительности, сыграла свою роль в роли укрепления религии, и те, кто совершали выплату закята и те, кто занимались благотворительностью в рамках своих возможностей, могут по праву надеятся на великую награду от Всевышнего.

Ситуация с благотворительностью изменилась в лучшую сторону после реформ императрицы Екатерины II. Именно во время ее правления было дозволено строить каменные культовые сооружения, учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание, а также образовалась татарская купеческая гильдия. Мусульманское купечество, начало направлять солидный капитал на строительство культовых зданий (мечетей), мусульманских учебных заведений (медресе), но и помимо этого активно финансировались выпуски исламской литературы. За счет благотворителей содержались имамы, муадзины, бедные шакирды и сироты.

Однако благотворительность не заканчивалась лишь на постройке культовых сооружений. Создавались условия для их бесперебойного финансирования, для чего некоторые из богатейших представителей мусульманской буржуазии завещали в пользу махалля и медресе торговые лавки, здания, земельные участки и т.п., что приносило доход и помогало в функционировании и достойном существовании.

Бизнесмены того времени прекрасно понимали, что как благополучие уммы, так и целостность нации в руках самих мусульман. Но и в наше время развитие уммы, то насколько быстро она пойдет вперед, зависит от мольб, обращенных в этом направлении, а также самих стараний мусульман вне зависимости от степени помощи, ибо из малого состоит большое.

Comments are closed.

27 Июль, 2013