Прежде всего нужно сказать, что Закят – это третий столп ислама. После шахады, то есть признания единства Аллаха и миссии Посланника Аллаха — Мухаммада, а также ежедневной обязательной молитвы-намаза, третьим является именно Закят. Во многих сурах и аятах Корана закят упоминается рядом с намазом.

 Закяту отводится важная роль – мягкого перераспределения богатств от богатых людей в пользу нуждающихся. В этом отношении Ислам показывает необходимость заботы о всех членах общества.

 Одно из главных условий для выплаты закята – это наличие в течение года сбережений в таком количестве, при котором закят становится обязательным для выплаты. Эта сумма в исламской юриспруденции называется «нисаб» и равна  85 граммам золота. Срок, в течение которого должны храниться эти сбережения – один лунный год, или 354 дня.

 Говоря простыми словами, то если у человека есть золото или деньги на сумму равную или больше нисаба, и прошел полный лунный год с того времени, как они у него появились, то он должен выплатить закят в размере 2.5% от имеющихся сбережений. При этом важно помнить, что обязательным является намерение потратить средства именно в качестве закята.

 Что касается бизнесменов и предпринимателей, владельцев собственного предприятия (например, человек является владельцем ателье), то, отвечая на этот вопрос, специалист в области исламской экономки, консультант, экономист Монзер Кахф отмечает, что предприниматель должен выплачивать закят только со стоимости имущества за вычетом обязательств. Рассчитать размер закята можно следующим образом: наличные + банковские счета + запас товаров, готовых к реализации + товары, находящиеся в процессе производства + сырье для их изготовления + счета дебиторов – краткосрочная кредиторская задолженность = сумма, с которой следует уплатить закят.

 Можно ли выплачивать закят родственникам?

 У многих мусульман возникает вопрос, можно ли давать закят нуждающимся родственникам. По мнению ученых, выплачивать закят нуждающимся родственникам можно, и это является очень похвальным делом.

 Авторитетный богослов из Саудовской Аравии, шейх Мухаммад Салех Ал-Мунаджид пишет, что нет ничего предосудительного в том, что человек выплачивает закят своим родственникам: брату, сестре, дяде, тете или любому другому родственнику, который находится в нужде.

 Выплата им закята – это одновременно и милостыня, и поддержание семейных уз, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Милостыня, которая дается бедным – это милостыня, а милостыня, которая дается родственнику – это милостыня и поддержание семейных уз». (Передают имам Ахмад и Ан-Насаи).

Следует ли сообщать нуждающемуся о том, что ты платишь закят?

 Порой человеку бывает неудобно сказать тому, кому он помогает, что это выплата закят. Согласно исламу человек не должен сообщать нуждающемуся, что тот получает закятные деньги, если информация об этом может задеть его чувства. Богословы говорят, что в таком случае лучше будет оказать человеку благодеяние, не задевая при этом его достоинство.

 В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: «Если вы даете милостыню открыто — прекрасно. Если вы скрываете ее, когда даете бедным, это еще лучше для вас: она искупит некоторые ваши прегрешения. Аллах ведает о том, что вы творите» (Коран, сура Аль-Бакара (Корова) 2:272).

Comments are closed.

19 Ноябрь, 2015