Согласно Конституции Малайзии (ч. 2 ст. 74), все вопросы, связанные с религиозными делами (в том числе мусульманским правом и обычаями), отнесены к компетенции штатов. В большинстве штатов приняты законы, рассматривающие закят в качестве одного из обязательных налогов. Однако несмотря на проводимую политику унификации законодательства, посвященного закяту, пока еще сохраняются различия в регулировании процедур взимания и распределения очистительного налога в различных штатах.

Вопросами закята в штатах занимаются местные исламские религиозные советы. В их структуре предусмотрены специальные подразделения (байт ал-мал), департамент позакяту, комитет по закяту и т. п. Координацию подразделений на федеральном уровне осуществляет Отдел координации байт ал-мал при Департаменте исламского развития Малайзии, имеющем статус федерального агентства, подотчетного премьер-министру страны.

Закят в Малайзии полагается выплачивать с продуктов земледелия, товарных запасов, сбережений, других материальных ценностей и заработной платы. Однако, поскольку лица, отвечающие за сбор закята, не имеют доступ к информации о доходах и активах налогоплательщиков, в обязательном порядке закят уплачивается фактически только с видимых активов.

Кроме того, в Малайзии давно взимается в качестве обязательного платежа закят аль-фитр, который, по мнению представителей шафи‘итского мазхаба, является разновидностью закята с видимого имущества (амвал захир)[23].

Таким образом, во всех без исключения мусульманских странах исламские налоги (прежде всего закят) не являются стержнем налоговой системы. К примеру, подоходный налог, по ряду параметров дублирующий закят, существует во всех странах, где введены исламские налоги. Например, в Пакистане, где в 2001 году был принят Ордонанс о подоходном налоге, лицо, уже уплатившее подоходный налог через работодателя, все равно выплачиваетзакят, если помещает полученную зарплату на депозит в банке.

Р. И. Беккин, старший научный сотрудник Института Африки РАН, кандидат юридических наук

Comments are closed.